18.06.2025
Управление бизнес-процессами

Управление бизнес-процессами

Управление бизнес-процессами (BPM) — это не новомодная тенденция. Ранние корни того, что мы сегодня называем BPM, обычно  прослеживаются более чем на столетие назад , к теории научного управления  Фредерика Уинслоу Тейлора  .

Конечно, с тех пор многое изменилось, включая широкое использование самого термина «управление бизнес-процессами», а также дисциплины и практики, которые этот термин представляет. Само значение термина также регулярно меняется — значения (множественное число) могут быть более точными. Спросите 10 человек об определении BPM, и вы, скорее всего, получите 10 ответов, которые будут отличаться хотя бы немного — если не значительно.

[ Как автоматизация может освободить больше времени сотрудников для инноваций? Получите бесплатную электронную книгу:  Управление ИТ с помощью автоматизации . ]BPM обычно определяется как дисциплина или практика, но это также общий термин для описания инструментов.

Вот фундаментальный пример: BPM обычно определяется как дисциплина или практика — например, как DevOps — а не как то, что вы покупаете или иным образом просто внедряете и завершаете. Это то, что делают люди, а не конкретный инструмент или фреймворк BPM. Но даже это не данность — BPM также используется как обобщающий термин, включающий такие вещи, как программное обеспечение, которое некоторые организации используют в своей работе. (Пурист может поспорить с этим и попросить, чтобы технологии BPM были описаны как отдельная категория, например, «BPM» для пакета управления бизнес-процессами или программного обеспечения для управления бизнес-процессами. Но мы отвлеклись…)

Зачем используется управление бизнес-процессами (BPM)?

BPM помогает систематизировать, оптимизировать и постоянно улучшать операции или процессы.

Название BPM звучит как что-то, что мы должны быть в состоянии определить без особой помощи: это подразумевает управление бизнес-процессами, верно? Но это слишком упрощенно. BPM — это многоуровневая практика, связанная с кодификацией, оптимизацией и постоянным улучшением операций или процессов — особенно тех, которые в противном случае считались бы специальными решениями или типом «институционального IQ», который уходит за дверь, когда люди уходят.

«Управление бизнес-процессами (BPM) — это управление бизнес-процессами, которые обычно зарыты в головах людей, [а также] в руководствах, правилах, законах и рабочих листах. [Они] неизбежно создаются и существуют в любом бизнесе, как правило, без достаточного управления их долгосрочным обслуживанием», — говорит Джим Тиррелл, старший главный архитектор решений в  команде государственного сектора Red Hat . «Иногда эти процессы создаются органически, иногда через законодательство, а иногда просто придумываются на месте».

Давайте начнем с некоторых определений, в дополнение к определениям Тиррелла, которые вы можете использовать. Они могут быть полезны при размышлениях о роли BPM в вашей организации или при объяснении ее другим. Затем мы углубимся в отношения между BPM и ИТ и рассмотрим некоторые примеры BPM.

Что такое управление бизнес-процессами (BPM)?

«Управление бизнес-процессами — это функциональная дисциплина для владельцев бизнес-процессов и операционных групп, позволяющая обнаруживать, документировать, анализировать, проверять и оптимизировать существующие процессы, а также внедрять новые для повышения операционной эффективности, улучшения управления рисками и оптимизации управления всем процессом». — Маркус Торрес, вице-президент по управлению продуктами, платформа  ServiceNow

«Управление бизнес-процессами https://www.isu-it.ru/programmnye-produkty/proczessnoe-upravlenie/ определяет конкретные организационные задачи, уточняет, как эти задачи выполняются, и внедряет систему, которая может анализировать и контролировать, насколько эффективно функционируют рабочие процессы. BPM не характеризуется отдельной задачей или операцией. Это целостная программа, которая требует постоянной реорганизации множества процессов для тонкой настройки». – Тони Хиггинс, технический директор  Blueprint

«BPM — это методология, которая следует определенным шагам для анализа, измерения, оптимизации и улучшения бизнес-процессов. Она используется для оптимизации работы компании». — Акрам Ассаф, технический директор  Bayt

«BPM состоит из различных методов обнаружения, моделирования, анализа, измерения, улучшения и оптимизации бизнес-процессов. Он координирует людей, системы и данные, чтобы гарантировать, что бизнес-результаты поддерживают бизнес-стратегию. BPM — это постоянные [усилия] по улучшению бизнес-процессов». — Эрик Макги, старший сетевой инженер в  TRG Datacenters

Как сочетаются BPM и ИТ

В эпоху облачных технологий и искусственного интеллекта автоматизация и данные играют все большую роль в BPM.

BPM не обязательно рассматривался как функция ИТ, как таковая, даже если ИТ-отделу могли поручить закупку, внедрение или поддержку традиционных инструментов BPM. Это потому, что он выходит за рамки отделов.

Тем не менее, похоже, что существует растущая связь между успехом BPM и ИТ-стратегией. Это потому, что  автоматизация  и данные играют все большую роль в BPM. И угадайте что: современные ИТ также выходят за рамки отделов.

«Программное обеспечение BPM существует уже несколько десятилетий», — говорит Торрес из ServiceNow. «Однако достижения в области облачных вычислений, искусственного интеллекта/машинного обучения, анализа процессов, обнаружения и интеграции привели к тому, что эта практика вышла за рамки оптимизации и перешла в сторону автоматизации».

BPM + автоматизация: как они работают вместе?

Хотя BPM всегда был нацелен на повышение эффективности, на ранних этапах никто не представлял себе — по крайней мере, в больших количествах — возможности, которые большие данные и техническая автоматизация могут привнести в эту практику.

«Проблема для многих предприятий и организаций, и [особенно] острая [проблема] для правительства, заключается в согласованности, которой может не хватать без некоторой компьютерной или технической автоматизации вокруг использования, хранения и отчетности по этим процессам», — говорит Тиррелл из Red Hat. «Автоматизация этих процессов с помощью технологий также дает вам возможность измерять различные виды деятельности, а затем давать рекомендации по их улучшению».

Поэтому, хотя некоторые могут рассматривать BPM как устаревшую дисциплину, похожую на громадный монолит корпоративного приложения, работающего на скрипучей инфраструктуре, на самом деле он может вступать в новый ренессанс. Более того, стратегические ИТ-команды делают это возможным благодаря своему опыту и навыкам в автоматизации, архитектуре, данных и многом другом. BPM больше не является преимущественно компетенцией бизнес-консультантов и аналитиков.

То, как люди описывают BPM, даже начинает иметь много общего со списками приоритетов многих руководителей ИТ в наши дни. Мы немного задержались с вами в разделе определений: Рассмотрим еще одно определение от Анурага Шаха, руководителя отдела разработки решений для Северной Америки в  Newgen :

«Управление бизнес-процессами (BPM) — это подход, который использует автоматизацию процессов для преодоления операционных барьеров и преобразования клиентского опыта. BPM использует новейшие технологии, включая роботизированную автоматизацию процессов, искусственный интеллект и машинное обучение, для выявления пробелов в процессах, соединения фронтальных и бэкэнд операций и разработки гибких бизнес-приложений».

BPM + цифровая трансформация: как они связаны?

Вот расширение определения Хиггинса из более раннего определения Blueprint:

«BPM — это методичный, пошаговый план достижения конкретных бизнес-целей. За счет внедрения более четкого планирования и технической автоматизации в существующие бизнес-процессы цель BPM — повышение операционной эффективности. Обещание успешной стратегии BPM — возможность быстрее предоставлять услуги и продукты».

Это начинает звучать очень похоже на то, как ИТ-директора и другие руководители ИТ и бизнеса говорят о  цифровой трансформации . На самом деле, можно утверждать, что цифровая трансформация — это увеличенный потомок традиционного BPM.

Вот  президент Laserfiche  Карл Чан, по сути, высказывает этот аргумент: «BPM — это целостный, стратегический подход к цифровой трансформации, который концентрируется на перестройке существующих бизнес-процессов организации для повышения эффективности, производительности и прозрачности. Это непрерывная работа — процессы следует оценивать по мере того, как организации получают больше информации о процессах, меняются потребности бизнеса и развиваются технологии».

Другими словами, современный BPM зависит от лидерства и навыков ИТ. Без этого компании будут отставать от своих конкурентов и коллег, вполне возможно, потому что они не инвестировали должным образом в технологии автоматизации и другие технические области.

Примеры BPM: помощь в обеспечении соответствия

Есть еще один аспект взаимоотношений между ИТ и BPM: ИТ также может извлечь внутреннюю выгоду из этой дисциплины, часто ради общего блага всей организации.

Макги из TRG говорит, что BPM может играть жизненно важную роль в безопасности, защите и соответствии компании, например. Например, в вопросах соответствия BPM может помочь обеспечить прозрачность и широкое распространение стандартов, а не запирать их в каком-то пыльном шкафу для документов.

«BPM [может помочь] гарантировать, что все процессы соответствуют внутренним и внешним стандартам безопасности, соответствия и защиты, снижая ответственность и проблемы безопасности», — говорит Макги.